Главная » Заболевания детей



Неврологические заболевания у детей список


Неврологические нарушения у детей

Человечество открыло микробы и лечит инфекции антибиотиками. Врачи имплантируют почки и оживляют искусственное сердце. Мы почти победили рак. А жить в мире с собственными нервами еще только учимся.
Статистика неумолима: неврологические заболевания у детей не только не сдают своих позиций перед лицом современной медицины, но и еще более агрессивно атакуют население земного шара. Особенно самых беззащитных ее жителей — детей.

Эпилепсия, детский церебральный паралич, тики, синкопе, внутричерепная гипертензия, неврозы, невротические расстройства сна, энурез и заикание, головные боли, синдром дефицита внимания, задержка психоречевого развития.

Это далеко не полный список неврологических нарушений, наблюдаемых у наших чад. Кто виноват и что делать?

Причины неврологических нарушений у детей

Еще в 70-х Элвин Тоффлер, знаменитый футуролог, автор теории шока будущего, предупреждал человечество о пагубной интенсификации жизни цивилизации. Мода, взгляды, политические и социальные нормы сменяются быстрее, чем поколения. Объем накопленных обществом знаний не в силах усвоить среднестатистический человек. Информация устаревает, не успев распространиться. Мы бежим, мчимся, спешим. И все равно опаздываем жить.

Пусть это немного философская, но вместе с тем одна из самых главных причин пандемии психоневрологических нарушений. Да, в их развитии немаловажную роль играют наследственная предрасположенность, нарушения внутриутробного развития, родовые травмы и последующие ранения, другие системные заболевания.

Но большинство причин, таких как хронические стрессы, психологические травмы, некомфортные агрессивные условия нахождения, нарушения режима сна и бодрствования, излишние умственные и физические нагрузки на организм ребенка, всего лишь следственные отголоски главной проблемы цивилизации — дети не успевают адаптироваться к условиям жизни. Они еще не научились справляться со своими эмоциями, им трудно переживать обуревающие их чувства, их незрелая нервная система не успевает компенсировать стресс. В результате — неврологический срыв.

Основные неврологические заболевания у детей

Одно из самых распространенных проявлений неврологических нарушений — многочисленные неврозы. Причем детских, пожалуй, даже больше, чем взрослых. Например, невроз страха — когда ребенок боится темноты, высоты, одиночества, закрытой двери. Никакие окрики и внушения здесь не помогут. Необходимо восстановление доверия к родителям, их внимание и забота, время, а также профессиональная помощь специалистов.

Невротический энурез — недержание мочи у детей, уже способных себя контролировать. У детей 5 лет наблюдается в 10% случаев, к 10 годам — у 5%. Чаще встречается у мальчиков, преимущественно выражается в ночном ослаблении контроля. Специалисты отмечают частоту проявления подобного синдрома на фоне стрессов, семейных ссор и частого наказания ребенка.

Невротическое заикание — нарушение ритма речи с непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. Также чаще встречается у мальчиков. Среди причин нередко можно проследить сильную психологическую травму, испуг, потрясение — то, с чем ребенок не смог справиться адекватно, и что нашло выход в нарушении иннервации речевого процесса.

Неврологические расстройства сна чаще всего проявляются трудностями с засыпанием. Причины — переутомление в школе, на развивающих занятиях, постоянный стресс, избыточная неусваиваемая информация. Сон у детей, страдающих расстройствами этого состояния, поверхностный, неспокойный.
Он не приносит отдохновения, дети просыпаются вялыми, невыспавшимися.

Тики — молниеносные сокращения мышц, чаще всего затрагивающие мускулы лица и конечностей. Они могут быть моторными (моргание, пожимание плечами, подергивание щеки), ритуальными (повтор определенной последовательности действий), вокальными (с воспроизведением звуков — покашливание, хмыкание) и генерализованными — объединяющими все перечисленное. Проявляются и достигают пика в момент напряжения, например, учебы. Факторами, провоцирующими их, являются стрессы, гиперопека и ее противоположность — дефицит общения и внимания.

Синдром дефицита внимания — повышенная, не соответствующая возрасту степень невнимательности и импульсивности, как правило, с явлениями гиперактивности. Синдром сопровождают эмоциональная лабильность, негативизм, тревожность, агрессивность. Наблюдается в течение всего школьного периода, а суетливость и трудность сосредоточения вполне могут сохраниться и во взрослой жизни.

Начать с себя

Можно ли победить неврологическую проблему? В тандеме с ребенком, под руководством хороших специалистов, неврологов, психотерапевтов и психологов — да.
Главное — начать с себя. Все ли вы делаете правильно в ваших отношениях с ребенком? Научились ли жить с маленькой личностью в мире и согласии или подминаете под себя, используя давление родительского авторитета?

Проанализируйте вашу семейную обстановку, взрослые проблемы, в которые вы волей-неволей вовлекаете ребенка. Ваша задача создать спокойный, благоприятный психологический климат, который поможет чувствовать ребенку себя комфортно, открыться душой.
«Наведите мосты» с ребенком.

Общий язык — залог доверия ребенка, его поддержка и уверенность в собственных силах справиться с проблемой.
Будьте терпеливы и снисходительны. Не акцентируйте внимание ребенка на проблеме, не ругайте по пустякам, не кричите, воспитывайте спокойно и адекватно находите способ указать на оплошности и недостатки.

Продумайте режим жизни ребенка. Равномерно ли распределены нагрузки в течение дня? Не перегружен ли малыш кружками и дополнительными занятиями? Радует ли его то, чем он занимается? Лучше отказаться от лишнего кружка, чем воспитывать в ребенке комплексующую неврологическими проблемами личность.

Рассуждать о происхождении неврологических нарушений можно бесконечно долго. Главное в этой ситуации не искать виновных, а пытаться найти выход. Реально мы не в состоянии изменить объем школьной программы или политику телепередач центрального телевидения. Но нам вполне по силам снизить планку завышенных требований к учебе ребенка или взять под контроль количество и качество информации, льющейся на психически неподготовленную личность из Интернета и экранов ТВ.
И начать беречь ребенка не завтра, а сегодня, сейчас.

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Неврологические болезни

Неврологические болезни – это обширная совокупность симптомов, синдромов и отдельных заболеваний нервной системы. Условно их список можно разделить на две большие группы. Первый перечень включает те, которые поражают центральную нервную систему, а именно головной и спинной мозг, проходящий через канал позвоночника. Второй – болезни периферической нервной системы, т.е. отдельных нервных окончаний и сплетений.

Также все расстройства неврологического характера можно разделить на детские и взрослые, либо на врожденные и приобретенные. Более подробно виды, их диагностика, симптомы, методы лечения и профилактики будут описаны ниже. Отдельное место в перечне занимают заболевания в зависимости от причины возникновения.

Кроме наследственности, которая традиционно выступает ведущей причиной большинства неврологических болезней, главная роль отводится травмам и инфекциям, поражающим как центральную, так и периферическую нервную систему. А также нарушениям обмена на биохимическом уровне и, в частности, длительному употреблению определенных веществ – лекарственных средств, алкоголя и т.д.

Наиболее распространенные неврологические болезни

Когда речь идет о каком-либо списке данных заболеваний, будь это детские или взрослые формы, возникает ряд трудностей. С одной стороны, в виду особенностей, некоторые из них имеют такие признаки и симптомы, которыми традиционно занимаются другие отрасли медицины. Например, небольшой список болезней позвоночника относится к неврологии вместо хирургии.

С другой стороны, существуют определенные трудности в их делении на именно неврологические и психические, поскольку некоторые виды, хотя и имеют непосредственное отношение к нервной системе, все же входят в сферу компетенции психиатрии, а не неврологии. Тем не менее, определенный список все же можно выделить:

  • Инфекционные – менингит (бактериальный, паразитарный, вирусный), туберкулез головного мозга, абсцесс головного мозга и др.;
  • Требующие неотложной помощи – кома, эпилептический припадок, инсульт, резкое ухудшение зрения вплоть до полной потери;
  • Опухолевые – различные новообразования из нервной ткани (невринома, глиома, и др.); опухоли центральной нервной системы независимо от строения условно считаются злокачественными;
  • Болезни периферической нервной системы – невралгии, невриты (в том числе радикулит), параличи, невропатии;
  • Наиболее распространенные заболевания и симптомы – головная боль, мигрень, головокружение, бессонница, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, миастения, а также детский церебральный паралич и некоторые другие.

Особенности неврологических болезней

Среди всех многочисленных особенностей неврологических болезней отдельного внимания заслуживают несколько основных. Во-первых, как уже упоминалось, эти заболевания имеют самые разнообразные причины. Из этого следует вторая особенность – большое количество признаков и симптомов, характерных для ряда других болезней.

То же самое лежит и в основе третей особенности, которая подразумевает диагностику и лечение неврологических болезней специалистами других отраслей медицины. В-четвертых, это преимущественно хронический и постоянно прогрессирующий характер течения. В особенности это касается наследственных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, или дистрофических (рассеянный склероз).

Наконец, наиболее значимая особенность – трудности полного излечения, а порой и полная невозможность, например, в случае детского церебрального паралича. Также трудно поддаются лечению дистрофические формы, в результате которых нарушается структура нервной ткани. А эта ткань, как известно, не подлежит полноценной регенерации.

Разделы неврологии

Неврология включает множество разделов в виду особенностей причин, неврологических признаков и лечения входящих в сферу ее компетенции заболеваний. Различают следующие разделы:

  • Фундаментальные, или базовые – нейроанатомия и нейрогистология (строение), нейрофизиология и нейрохимия (функционирование);
  • Нейроэндокринология – в частности, изучает эндокринные железы, расположенные в головном мозге;
  • Ото- и офтальмоневрология – специализируется на патологиях периферической нервной системы, а именно анализаторов;
  • Нейрофармакология и нейрохирургия постоянно разрабатывают и внедряют более эффективные методы лечения и профилактики неврологических болезней;
  • Нейроинфектология и нейроонкология соответственно изучают инфекционные и опухолевые заболевания центральной и периферической нервной системы;
  • Нейрогенетика – наиболее перспективная и значимая в плане профилактики отрасль неврологии и др.

Неврологические болезни у детей

Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.

Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве. Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения. Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.

Причины развития патологии

Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:

наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.

Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой. Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых. Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких .

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.

Неврологические заболевания у детей: симптомы

Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.

Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!

К числу явных проявлений нервного расстройства относят:

  • нервный тик;
  • навязчивые состояния;
  • страхи;
  • нарушение речи;
  • плаксивость и истерики;
  • снижение аппетита или полный отказ от пищи;
  • заикание;
  • энурез;
  • бессонницу;
  • ипохондрии;
  • обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • покалывание в разных частях тела.

Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.

Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой. Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях. Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Источники: http://forsmallbaby.ru/nevrologicheskie-narusheniya-u-detej/, http://www.grippa-net.net/bolezni/nevrologicheskie-bolezni, http://lechenierebenka.ru/vospitanie-rebenka/nevrologicheskie-bolezni-u-detei.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли бисквит кормящей маме

Можно ли бисквит кормящей маме Первые сутки далее...

Со скольки месяцев можно давать ребенку пюрешки

Со скольки месяцев ребенку можно давать фруктовые далее...

Почему новорожденный кряхтит и тужится во сне

Почему новорожденный кряхтит и тужится далее...

Популярные статьи

Интересно

Годовалый ребенок упал и ударился затылком

Что делать, если ребенок упал и ударился головой Наверное, нет такого ребенка, который бы не падал в детстве. Особенно остро проблема стоит у грудных детей, которые...


Кормление новорожденных детей козьим молоком

Козье молоко для новорожденных Порой, мама не может обеспечить ребенку грудное вскармливание. В этом случае, она прибегает к искусственным молочным...


Можно ли имбирь ребенку 2 лет

Можно ли имбирь детям до года: что думают специалисты Здравствуйте, дорогие мои читательницы и читатели! Знаете ли вы о пользе имбиря? Употребляете ли вы...