Главная » Анализы ребенка



Анализ театрализованной деятельности детей


Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»

Зайтуна Азнаева
Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»

Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка… сказка не обманет

Ребенку сказку расскажи-

На свете правды больше станет…

Игры- драматизации, инсценировки, театральные представления является серьезным подспорьем при изучении речевого развития, служат стимулом к овладению речью, развивает навыки усвоение новых знаний.

Театрализованные представления- одна из форм сказкатерапия, основными задачами которого являются социализация ребенка, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие речевых навыков, воспитание уверенности в себе, развитие фантазии, творчества, памяти, внимания.

Театрализованная деятельность помогает детям побольше сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, радость и счастья.

В 2013 - 2014 учебном году мы включили в годовой план изучение раздела театрализованная деятельность и использование его в работе с детьми .

Целью нашей работы было помочь воспитаннику преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учить познавать мир не только умом, но и сердцем и выражать свое отношение к добру и злу. В феврале месяце 2014 года для наших пап была подготовлена инсценировка сказки «Каша из топора». Далее сказка была продемонстрирована и для мам на праздник 8 Марта.

Продолжая работу по организации театрализованной деятельности, мы подготовили с детьми к празднику Урожая сказку «Репка»

Ни один утренник нашего детского сада не обходится без элементов театрализации. Очень большую помощь в данной работе нам оказывают наши уважаемые родители. Они помогают нас с шитьем костюмов, подготовкой атрибутов, готовят детям поощрительные призы. За такую поддержку мы хотим выразить нашим родителям особую благодарность.

6 декабря 2014 года в нашем детском саду прошел семинар для воспитателей национального методического объединения. Тема семинара было «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

В план проведения семинара была включена организация выставки атрибутов театрализованной деятельности. Воспитатели творчески относились к этой работе, представили очень много материала.

В программу семинара входил просмотр театрализованной деятельности детей в детском саду с. Аючево. Мы подготовили и инсценировали сказку «Теремок». Выступление детей очень понравилось участникам семинара. Эту сказку дети показали 24 декабря родителям на родительском собрании. Выступление детей вызвал радостный восторг у родителей. 3 января 2015г. в Доме культуры с. Аючево дети еще раз показали сказку «Теремок. Жителям села очень понравилось выступление детей. Это вдохновило нас и наших воспитанников на дальнейшее развитие своих способностей и таланта.

Сценарий сказки с самого начала был разработан и переделан воспитателями на новый лад. Речь звучала в стихотворной форме. Все реплики зарифмованы с целью облегчить процесс запоминания. В ходе репетиций у воспитателей появилась возможность в живой обстановке довести до ребенка, необходимые для учебного процесса навыки (коррекция произношения, работа над интонацией, лексикой) - возможность, который он зачастую лишен на обычном занятии из-за ограничении во времени. Воспитатели сумели добавить по своему усмотрению лексические и грамматические элементы, которые в игровой форме усваиваются значительно легче и быстрее. Нужно отметить, что в ходе репетиций дети непроизвольно запоминали не только свои роли, но и реплики своих товарищей.

Таким образом, такой подход к обучению и развитию речи активизирует даже самых невнимательных и малоактивных детей.

Инсценировка была написана с учетом возрастных и психологических способностей старшего дошкольного возраста. Основными действующими лицами были дети в образе знакомых сказочных персонажей. Они с удовольствием вошли в роль и каждый ребенок был неподражаемо похож на сказочных героев. У ребят было столько радостных эмоций, им очень нравилось быть похожими на героев сказки.

Сказка на примере своих героев воспитывает в детях доброту, терпимость, гуманное отношение к окружающим, любовь к лесным жителям, помогает осознать, что ничего не дается легко. А самое главное дети выступали на своем родном башкирском языке. Особенно радует наших родителей, сельчан, что мы не даем забывать свой родной башкирский язык. За что они благодарны нам.

МБДОУ детский сад с. Аючево

Воспитатель Азнаева З. М.

Вместе песенку споем. (Поют песню Моя Мама )

Мамы деткам помогают,

Мамы их оберегают,

Учат мамы всех детей

И больших и малышей.

Дети кланяются. Занавес закрывается.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. И в данной работе я, на основе изуче­ния лите­ратуры по данной теме, попыталась определить основные направле­ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей, как творческое мышление и воображение в до­школьном возрасте. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театрально-музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб. издательство Буковского, 1994. 60стр.

Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси­холо­гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. Союз, 1997. 92стр.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси­хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу Развитие творчества .

Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До­школь­ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

В дополнение к программе М.А. Васильевой используют технологии с применением театрализованной деятельностью, такие как: Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.Е. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду» и С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».

При этом обособленно стоят программы творческой группы «Синтез» и авторская программа Е.Г. Саниной «Театральные ступеньки». Рассмотрим их подробнее.

1. Творческая группа под редакцией К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан «Синтез».

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств.

«Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

- Специальный подбор музыкального репертуара;

- Использование синтеза искусств;

- Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

- Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников.

В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/-teatr-i-my-244590.html, http://works.doklad.ru/view/kYcTf-h4Qzo/all.html, http://www.eduways.ru/newtxts-7-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Уход новорожденный ребенок 1 месяца

Уход за ребенком 1 месяц Совсем недавно ребеночек далее...

Лечение кашля ребенка 3 лет народными

Лечение кашля у детей народными методами далее...

Куда сходить с годовалым ребенком в москве

Куда пойти с годовалым малышом в далее...

Популярные статьи

Интересно

Кашель с мокротой у ребенка лечение

Кашель с мокротой у ребенка: лечение и симптомы | Как лечить кашель с мокротой у детей Дети, как, впрочем, и большинство...


Ребенка температура 38 после прививки

Температура после прививки АКДС: сколько дней держится, что делать? 15 декабря 2014 | просмотры: 26 956 На сегодня прививка АКДС это единственный способ уберечь ребенка от таких серьезных...


Хронический тонзиллит симптомы у детей

Хронический тонзиллит у детей Хронический тонзиллит – это серьезное воспаление небных миндалин в хронической форме, которое может протекать с периодами ремиссии и обострения. Стоит знать, что...