Главная » Анализы ребенка



Анализ особенностей общения детей младшего школьного возраста


Психологические особенности общения младших школьников

Глава I. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста

1.1 Общение как источник психологического развития личности

1.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте

1.3 Роль семьи в развитии общения

Глава II. Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста

из благополучных и неблагополучных семей, с взрослыми и сверстниками

2.1 Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи, методы, выборка

2.2. Анализ результатов исследования социально-психологического паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста

2.3 Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей со взрослыми и сверстниками

2.4. Цели, задачи, принципы и этапы реализации программы психологической поддержки детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и обучения их способам сотрудничества

2.5. Результаты реализации программы формирующего эксперимента по развитию способов сотрудничества у детей из неблагополучных семей

В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологической атмосферы в семье. Неблагополучная семья – одна из наиболее серьезных угроз психологическому здоровью ее членов. В неблагополучной семье депривируется основная потребность человека – в общении. Изучению особенностей развития общения у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей посвящено данное исследование.

Неблагополучная семья – дезадаптированная семья, традиционно считается фактором особого риска для становления личности ребенка. А.З. Шапиро определяет семью как открытую систему межличностных взаимодействий, включающую в себя половозрастную и ролевую структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация – это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанная с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок, выросший в неполной семье чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации относят некоторые стили семейного воспитания. Немалую роль в успешной социализации ребенка играют теплота семейных отношений и психологический комфорт ребенка в семье. В неблагополучной семье дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – возрастная динамика развития общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.

Цель работы: изучить психологические особенности общения младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.

1. Младшие школьники из неблагополучных семей преимущественно ориентированы на индивидуальную деятельность и имеют низкий уровень произвольности в общении со взрослыми и сверстниками; младшие школьники из благополучных семей ориентированы на совместную деятельность и владеют собственным общением.

2. Психологическая поддержка детей из неблагополучных семей должна быть направлена на развитие способов сотрудничества с взрослыми и со сверстниками.

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Выделить критерии благополучной и неблагополучной семьи.

3. Изучить социально-педагогический паспорт семей младших школьников.

4. Изучить образ благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста.

5. Изучить особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

6. Изучить особенности развития общения со сверстниками у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей.

7. Разработать программу психологической поддержки детей из неблагополучных семей, ориентированную на развитие способов сотрудничества со сверстниками и с взрослыми и опробовать ее на практике.

метод наблюдения, естественный эксперимент, проективный метод, формирующий эксперимент. Для анализа полученных данных - методы математической статистики.

1. Для изучения образа семьи использовался кинетический рисунок семьи, авторы Р. Бернс и С. Кауфман

2. Для изучения особенностей развития общения с взрослыми использовалась экспериментальная методика “Да и нет, не говори”, автор Е.Е. Кравцова.

3. Для изучения особенностей развития общения со сверстниками использовалась модифицированная методика “Клоун”, автор Е.Е. Кравцова и Т.К. Пуртова.

Описание выборки: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся во 2А (развивающая система обучения) и 2Б (традиционная система) классов МОУ “средняя школа № 17 г. Новоалтайска”. Возраст детей 8-9 лет, равное количество мальчиков и девочек.

Глава I. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста

1.1 Общение как источник психологического развития личности

“Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [44с.134]. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект – субъектным или субъект – объектным.

“Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения” [44;с.135].

В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон – либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:

Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Особенности педагогического стиля общения в работе с детьми младшего школьного возраста

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена усилением внимания общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей. Эти тенденции коренным образом затрагивают не только целеполагание обучения и воспитания, но и предъявляют новые требования к личности педагога. Через несколько лет мы закончим институт.

Многие пойдут преподавать в школы. Здесь они столкнутся с множеством проблем. И одна из самых сложных проблем - проблема педагогического общения.

Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем дело?

Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетают не столько трудности познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.

Поэтому каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками. Вот почему я хочу рассказать вам о средствах и технике педагогического общения. Их правильное использование поможет нам избежать многих трудностей при общении.

Вы узнаете о том, как сделать свою речь более выразительной, как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том, как управлять мимикой и жестами. Цель работы: Изучение средств и техники педагогического общения. Их правильное использование.

Объект исследования: педагогическое общение учителей начальной школы с детьми. Предмет исследования: профессионально важные качества личности педагога, стиль педагогического.

Продолжение на след. странице

Глава I.Коммуникации в педагогическом процессе. 1.Коммуникации понятие и основные подходы в психологии. 2.Виды педагогических коммуникаций. 3.Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе. Глава II.Младший школьник индивидуальность и ее развитие.

Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе 1.1. Коммуникации понятие и основные подходы в психологии 1.2. Виды педагогических коммуникаций 1.3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе Глава 2. Младший школьник индивидуальность и ее

2 Глава 1 Из истории вопроса 4 Глава 2 Педагогическое общение. 6 2.1 Понятия педагогического общения .6 2.2 Стили общения 7 Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога 15 3.1 Средства развития коммуникативности.

3 Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников 1.1.Теоретический анализ становления музыки в истории человечества 6 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса 25 1.3. Своеобразие музыкальных

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………….6

1.1. Понятие общения, его роль в развитии личности………………….……6

1.2. Общение и взаимоотношения в коллективе младших школьников…14

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………..21

2.1. Методика организации и проведения исследования………..…………….22

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………. ….25

Введение

Серьезные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют размышлять о будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации, которая помимо всего прочего подразумевает установление между людьми отношений на базе принципов сотрудничества, взаимоуважения, диалога, что в целом определяются процессом общения между ними.

Особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является младший школьный возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях[6],[12],[20].

Кроме того, данный возраст является сензитивным в плане выработки как морально-нравственных привычек школьника, так и социально-значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в ходе общения[12].

Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает порой на различные противоправные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших психолого-педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ученика.

Поэтому знание воспитателем, педагогом особенностей формирования и протекания процессов общения между младшими школьниками, является необходимым условием их успешной деятельности по организации этого процесса и предотвращению названных негативных явлений, препятствующих нормальной социализации детей.

Современная психолого-педагогическая и социальная науки располагают обширными сведениями, характеризующими общение детей, как с близкими взрослыми, так и со сверстниками. Надо отметить, что данная тематика представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Наиболее значимыми в их числе нам представляются труды Я.Л. Коломинского, Р.С.Немова, которые рассматривали становление и функционирование детских объединений, их мотивационную основу; в работах М.И.Лисиной и А.В. Мудрик раскрыт генезис общения со сверстниками; становлением взаимоотношений в совместной деятельности занимались такие исследователи как Н.В.Бариленко, АИ.Орлов и.др.[17]

Однако подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей дошкольного и подросткового возраста, что связано с изучением ведущих видов деятельности в данных возрастных периодах. Что же касается изучения особенностей общения младших школьников в контексте социального развития ребенка в группе сверстников, то эта область остается недостаточно изученной.

Все сказанное выше указывает на актуальность выбранной тематики и необходимость ее дальнейшей разработки в современных условиях.

В ней определяются следующие:

Цель исследования: выяснить особенности общения младших школьников в школьном коллективе.

Задачи исследования: а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

б) дать характеристику общения как вида деятельности;

в) определить роль общения в формировании личности ребенка;

г) показать зависимость общения младших школьников о их статусного положения в коллективе.

Объект исследования: общение младших школьников.

Предмет исследования: особенности общения младших школьников в школьном коллективе.

Гипотеза исследования: особенности общения младших школьников определяются их статусным положением в школьном коллективе.

Методы исследования: социометрическое измерение, анализ теоретических источников по проблеме, анкетирование.

Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована как методическое пособие в практической деятельности педагогов начальной школы для развития и формирования общения учащихся, а также оптимизации их социализации в детском коллективе.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Источники: http://www.refsru.com/referat-25562-1.html, http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91337/, http://reihorn.narod.ru/OSOMS.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Можно ли давать мед ребенку 1 5

Можно ли детям мед? Его польза и далее...

Дисбактериоз приеме антибиотиков детей

Как лечить дисбактериоз после антибиотиков Для далее...

Суточная норма смеси новорожденного

Любая новоиспеченная мама переживает о том, чтобы далее...

Популярные статьи

Интересно

Какой антибиотик ротовирусе детей

Ротавирусная инфекция 50–60 % детей в возрасте до трех лет подвержены заболеваниям ротавирусной инфекцией (ротавирусным гастроэнтеритом). К четырем-пяти годам у 90 %...


Если у ребенка загноилась прививка

Прививка загноилась:( Сообщение 7567419. Автор: Jayna Статус: Пользователь Время: 21:19 Дата: 09 окт 2004 Пожалуйста. Успокойтесь, очень Вас прошу! У Вашего...


Разгрузочные дни при беременности в третьем триместре

Беременным на заметку: как питаться Правильное питание во время беременности очень важно, ведь именно от рациона матери зависит здоровье ребенка. При этом следует...