Главная » Анализы ребенка



Анализ организации игровой деятельности детей в доу


Игровая деятельность в детском саду.

(12 голоса, среднее 4.00 из 5)

Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры.

Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения.

Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой.

В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей.

Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка.

Вопросы организации игровой деятельности дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, практическое решение проблемных ситуаций. Тематика мероприятий разнообразна: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей», «Игра и игрушка в жизни малышей», «Организация предметно-развивающей среды для развития игровых сюжетов» и т.д.

Ежегодное проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры.

В планировании работы с родителями нашли отражение такие виды работы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций.

В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому воспитателю стать играющим партнером.

Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми, играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

В детском саду опытные педагоги используют в работе с воспитанниками игры, помогающие скорректировать поведение детей, а не применять наказания, запреты, нравоучения.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.

Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.

Коллективные дидактические игры помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх, упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Режиссерские игры выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонажа.

Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры.

Создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.

Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети и педагоги.

Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Воспитатели организуют беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми.

В то же время игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!»

Игра органически вошла в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Ее организуют во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога, универсальным и незаменимым средством воспитания детей.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Кроме того, хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях особый акцент следует сделать на роли игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.

Известно, что умение играть возникает не путем автоматического переносав игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры детям, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Анализ воспитательной работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой и слабая связь игры с жизненным опытом детей имеют один и тот же результат: дети не умеют играть. Попытки помочь им путем разучивания с ними ролевых действий, придумывания сюжетов не решают главного: остается несформированнойсама игровая деятельность, и, разумеется, не проявляется желания играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия,- это, как правило, те дети, у которых не сформированапсихологическая деятельностная основа игры ( видимость игры можно создать, научив ребенка игровым умениям, органически не связанным с необходимыми мотивами), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

Кроме того, нельзя считать, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны воспитателя. Без знания внутренних закономерностей развитияигры как деятельностипопытки управлять ею могут разрушить ее естественные механизмы. Взрослому не менее важно знать и сам процесс протекания игровой деятельности. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное ее формирование, с учетом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально-насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием а именно: обогащать практический и игровой опыт ребенка, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отображению действительности.

Остановимся подробнее на содержании метода комплексного руководства, направленного на формирование игровой деятельности.

1.Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, на прогулке, во время просмотра телепередач, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально- нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2.Для перевода реального опыта в игровой, условный план

для усвоения детьми способов воспроизведения в игре действительности используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний. Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям во время естественного общения.

3.Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное. творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметную среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей.

4.Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных способов решения игровых задач. Для этого воспитатель организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста.

Рассмотрение руководства детской игрой подвело нас к рассмотрению классификации детских игр.

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка:

- с природными объектами (с 4 лет)

Игровая деятельность детей

Уже давно ни для кого не загадка, что игровая деятельность детей – залог их успешного умственного и физического развития. Именно за счет игровой деятельности детей раннего возраста воспитателям детских садов удается своим воспитанникам за короткий период дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим нас миром, развить много навыков и умений малышей. Очень сложно заставить маленького ребенка решать первые задачи, просто прибавляя цифры. Результат получится более продуктивным в том случае, если к процессу обучения подключить игровую деятельность детей.

Игровая деятельность детей в ДОУ

В последнее время игра в дошкольных учреждениях все больше начинает приобретать прикладной характер. Этому есть несколько объяснений:

  • Игровая деятельность детей раннего возраста – это одно из средств обучения;
  • С помощью игры ребенок учится быть более общительным, а также приобретает недостающую уверенность, находясь в детском коллективе;
  • В результате отсутствия на сегодняшний день игрушек, которые бы дали волю развитию детской фантазии, а также благодаря постоянному наличию тематических комнат, ребенок учится развивать свои творческие способности именно за счет игровой деятельности детей;
  • К сожалению, в современных детских садах найдется очень маленькое количество воспитателей, которые умеют играть с детьми;
  • Нередко бывает так, что воспитатели просто лишены интереса играть с ребенком. Педагоги не стремятся творчески развить ребенка, а просто стараются чем-то занять его до тех пор, пока за ним с работы не придут родители.

Как результат, большое количество времени посвящено обучению, а не самостоятельной игровой деятельности детей, которая является залогом будущего успешного развития каждого ребенка.

Организация игровой деятельности детей в ДОУ, а также специальное обучение педагогов к проведению той или иной игры – это первоочередные задачи, которые постоянно возникают перед воспитателями всех детских садов. Для более эффективной реализации подобных вопросов педагоги постоянно посещают всевозможные мероприятия, на которых поднимаются вопросы об игровой деятельности детей раннего возраста. Здесь речь идет, прежде всего, о семинарах, практикумах, консультациях, мастер-классах, а также проведение занятий, на которых всецело можно обсудить и прочувствовать главные проблемы и цели игровой деятельности детей. Тематическая направленность подобных занятий очень многогранна. Это может быть: «Развитие дошкольников в игровой деятельности», «Игра и игрушки в жизни малышей» и многое др.

Благодаря ежегодному проведению дней открытых дверей в дошкольных учреждениях, удается гораздо лучше и эффективнее, заручившись поддержкой и помощью родителей, решить проблемы, связанные именно с игровой деятельностью детей в ДОУ.

Чтобы улучшить самостоятельную игровую деятельность детей, разработаны специальные рекомендации и памятки, которые становятся отличными помощниками для родителей.

Руководство игровой деятельностью детей

В режиме дня детского садика игровой деятельности детей отводится значительный промежуток времени. Задача педагога в этом случае заключается в постоянном подборе и организации новых интересных игр, обновлении художественной литературы и нового игрового материала. Однако для того, чтобы развить самостоятельную игровую деятельность детей, малышей сначала нужно научить играть. Именно поэтому, выполняя любое действие, воспитатели всячески помогают выработать в детях самостоятельность.

Для того чтобы проведение игры действительно получилось и ее задумка осуществилась, руководство игровой деятельностью детей очень необходимо. Воспитатели помогают распределить роли, подсказывают правила игры, а также поддерживают в трудную минуту. Здесь лучше всего быть не строгим руководителем, а стать равноправным участником игровой деятельности детей в ДОУ.

В течение всего пребывания ребенка в детском саду педагоги постоянно обращают его внимание на то, что играть нужно всегда со всеми детьми. Развить правильный характер, а также положительно повлиять на воспитание детей помогает игровая деятельность детей. Воспитатели в процессе игры корректируют поведение своих воспитанников, а не прибегают к наказаниям или строгим запретам. Именно в этом случае очень актуальными становятся игры с четкими правилами, нарушать которые никому нельзя, чтобы не нарушить игру.

Развить самостоятельную игровую деятельность детей удается благодаря играм-соревнованиям, в которых довольно импульсивные дети учатся становиться более сдержанными и послушными.

Без руководства за игровой деятельностью детей не могут обойтись игры-драматизации. С их помощью ребята становятся более открытыми и смелыми, утрачивают чувство трусости и застенчивости. Благодаря диагностике игровой деятельности детей удается проследить возможные пробелы в развитии и восполнить их наилучшим образом. Так, коллективные игры улучшают умение сотрудничать с членами собственной команды, а также правильно взаимодействовать с ними.

Режиссерские игры помогают выявить настоящую сущность ребенка, и как следствие – организовать самостоятельную игровую деятельность детей. Дошкольнику гораздо легче показать собственное Я тогда, когда он находится за маской определенного персонажа.

Очень интересно проходит любая игра только тогда, когда не только ребенок в ней заинтересован, но он чувствует и неподдельный интерес к ней самих родителей. Именно в диагностике игровой деятельности детей можно сформировать и правильно перестроить отношения детей и родителей в игре.

При этом воспитатель должен показать родителям, что игровая деятельность детей раннего возраста очень важна для них.Мама и папа, как и педагог, всячески должны заботиться о развитии своего ребенка, привлекая его к домашним делам, которые также можно сделать полезными и развивающими.

Иногда (в вечернее время) воспитатели проводят руководство за игровой деятельностью детей и их родителей, учат их взаимодействовать друг с другом и приучаться к совместному времяпровождению. В процессе игры ребенок всецело развивается, а также формируется как личность. Часто игра помогает детям не только отдохнуть и отвлечься от сложных заданий, но и сделать интересными какие-то обыденные мероприятия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источники: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/203-igrovaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html, http://belochka7.ucoz.ru/index/igrovaja_dejatelnost_v_dou/0-10, http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5829-igrovaja-dejatelnost-detej.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Анализы кала у детей мытищи 4 года

Анализ кала у детей Это мой заключительный топик далее...

Диетическое печенье детей рецепты

Женские странички Печенье диетическое (подборка) Решили сесть на диету или сбросить далее...

Язык при грудном вскармливании

Мясо говядины После далее...

Популярные статьи

Интересно

Ребенка колики грудного молока

Скорая помощь при коликах у грудного ребенка Любая проблема у ребенка тут же сказывается на всех членах семьи. Заболевший малыш...


Сколько держится прививка кпк в организме ребенка

ПРИВИВКА КПК - нужна ли? Интересует следующий вопрос - сразу скажу, что к прививкам отношусьнадо делать, но хорошими вакцинами), уже сделали АКДС-ки,...


Гестоз 3 триместре беременности

Гестоз - симптомы Гестоз являет собой довольно серьезное заболевание, признаки которого встречаются только у беременных. Данным заболеванием страдает около трети женщин, вынашивающих ребенка, и обычно болезнь...